для родителей

 

Как быстро научить ребёнка читать.

Одни дети обучаются читать легко, и родители в полной мере удовлетворяются этим. Другие с трудом постигают первые азбучные истины.

Трудно научиться читать гиперактивным, реактивным ребятам, так называемым «шустрикам». Но даже с детьми, легко обучившимися чтению, крайне не достаточно проводится работа над звуковой стороной речи. В таких случаях дети читают быстро, но в последующем нередко неграмотно пишут, у них нет интереса к русскому языку. Дошкольник 3-6 лет это самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. Поэтому перед нами стоят задачи:

  1. Развивать интерес к звучащему слову, а через него ко всему русскому языку.
  2. Обучить детей умению проводить звуковой анализ слова, т. е. последовательно выделить гласные, мягкие и твёрдые согласные звуки.

И если мы пройдём с детьми этот подготовительный этап, значит, мы решим сразу несколько этапов:

  1. У детей лучше разовьётся фонематический слух, т. е. умение слышать в потоке нашей речи звуки.
  2. На этой основе мы с дошкольниками более плавно перейдём к чтению.
  3. В будущем имеется большая вероятность грамотного письма ребёнка.
  4. Ребёнок будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.

Итак, мы на время забываем о буквах, о звуках, букварях и переносимся только в мир звуков. Для этого Л. Е. Журова и её последователи создали интересную игровую методику звукового анализа слова и на её основе обучение детей грамоте, т. е. непосредственно чтению. Первые игры со звуками советуем проводить в семье, когда ребёнку уже 3, 5-4 года. Давайте рассмотрим на примере звука «ш». Мы читаем ребёнку краткое стихотворение, где часто слышится этот звук, при чтении его интонационно выделяем:

Мышшшонку шшшшепчет мышшшшь:

«Ты всё шшшшуршшшишшь, шшшшшшуршшшишшшь»

Мышшшшонок шшшшепчет мышшши:

«Шшшшуршшать я буду тишшше».

Затем задаём ребёнку вопрос: Какой звук ты чаще всего слышишь в стихотворении? А теперь скажи, как шипит змея? (ш-ш-ш) А как шумят листья, когда их колышет ветер? (ш-ш-ш) Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «ш». После этого предложить принести игрушки, в названии которых слышится этот звук. В течение нескольких дней подбираем и читаем детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стихи, загадки, поговорки, чистоговорки, например: Не найду я ушки у нашей лягушки…. Петушок, петушок, золотой гребешок.

Параллельно с подбором фольклорного материала широкое место занимают речевые игры. Самая распространённая игра «Давай придумаем слова со звуком….». Надо лишь усвоить, что дети должны придумывать по правилам: слова с твёрдым согласным звуком, например, «р» (рыбка, рак, топор….), затем слова с мягким согласным звуком (якорь, репка, море…). Важно разнообразить такие игры: - путешествовать по комнате и находить предметы, в названии которых есть заданный звук;

- придумать только смешные, весёлые или грустные слова с заданным звуком;

- придумать слова с определённым звуком из профессии, из зимней одежды, по темам «Что любит моя мама?» «Мои любимые игрушки» «Овощи» «Фрукты» и т. д. - когда ребята хорошо усвоят различия между твёрдыми и мягкими согласными звуками, мы обуславливаем в игре задания: придумай слова, которые начинаются с мягкого согласного звука;

- игра: «Цепочка слов» (от замены только одного звука изменяется смысл слова: тень, пень, день, лень);

- эстафетные игры (друг другу передавая платочек или кидая мяч, мы проводим игру «Твёрдые - мягкие», например: рука - река ;

- знакомим с условным обозначением гласных - красным цветом, твёрдых согласных - синим цветом, мягких согласных - зелёным.

И тогда мы подведём ребёнка к очень важному процессу - звуковому анализу слова, т. е. к умению не просто слышать некоторые звуки в словах, а выделять их последовательно.

Завершающей на этом этапе будет «Игра - загадка», мы даём звуковую схему слова, а ребёнок подбирает слова. Если ребёнок затрудняется назвать слово, можно задавать наводящие вопросы. Чтобы процесс обучения чтению был увлекательным для ребёнка, необходимо использовать разнообразные игровые приёмы.

 

 

 

 

 

Эколого-оздоровительная работа в    детском саду

 

 

                                                             Доклад

 

воспитателя МБДОУ  « Детский сад №1 «Ивушка» с. Липовка

Демановой Г.В.

Тяжелая экологическая обстановка во всем мире создает огромную проблему здоровья людей, проблему выживания человека на планете. Особенному сильному воздействию подвергаются дети. Облегчить их положение может эк5колого-оздоровительная система воспитания, которая является новым направлением в педагогике.

    В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения записано: « Здоровье – это состояние наибольшего физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». Это означает, что физическое развитие и двигательная подготовленность, равно как и уровень развития психики, интеллекта, составляет два основных компонента здоровья. Не менее важна и третья составляющая – социальное благополучие, которое определяется взаимодействием индивидуума с коллективом м всем окружающим. Имеет значение и та среда, в которой человек живет. Она ва настоящее время может привести к экологической катастрофе. Спасти среду обитания могут только люди, учить этому мы должны с детского сада.

   Экология – это наука, изучающая взаимоотношения организмов окружающей среды. Для детей в детском саду должна быть создана благоприятная, оздоравливающая среда жизни. Совершенствуются качества медицинской помощи, улучшается патронаж новорожденного и систематического наблюдения за состоянием здоровья и физического развития детей. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, не компенсируемая  необходимыми по объему нагрузками приводит к развитью целого ряда заболеваний.

    Дети наиболее чувствительны к двигательной недостаточности, к дефектам окружающей среды. Растущий организм быстро реагирует на любые изменения и достигает высочайшего развития своих функций пар и правильно-организованном тренирующем режиме эколого-оздоровительных занятий.

     В систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в нашем детском саду, включается следующее:

- ознакомление с дыханием и выработка навыка дыхательной гимнастики;

- ознакомление с массажем, обучение детей самомассажу, точечному массажу.

   Большое значение в системе эколого-оздоровительной работы имеют различные гимнастики (пальчиковая, корригирующая), закаливание, использование природных факторов, профилактика плоскостопия, а также систематиче6ское обучение двигательных навыков дошкольников.

   В особую группу задачи эколого-оздоровительной работы следует отнести воспитание в детях нравственно-волевых качеств, восприятия себя как личности, обучение правилам безопасного поведения на природе ( в лесу, поле, на водоеме).

   В нашем саду последовательность и систематичность в эколого-оздоровительной работе дают определенные результаты. Дети проявляют осознанное отношение к своему здоровью, окружающей среде, гуманное отношение к растениям и животным. Это результат сочетания экологического воспитания которое осуществляется воспитателями в группе по программе «Юный эколог», и проводимой нами эколого-оздоровительной системы которая реализуется через физкультурные занятия в спортивном зале, регулярной прогулке, экскурсии и походы на природу.

   Для выполнения задач эколого-оздоровительной работы в нашем ДОУ мы работаем одновременно по трем направлениям: с детьми, сотрудниками, родителями. Остановимся сначала на работе со взрослыми. Важна работа с родителями по оздоровительной работе с детьми – беседы, консультации. Главное в нашей работе воспитание здоровых детей. Мы проводим много целевых прогулок, походов, экскурсий на природу. Благодаря им у детей развиваются двигательные навыки, укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающей среде. Под окружающей средой мы понимаем не только естественную природную среду, но и определенную спортивно-развивающую среду(физкультурный зал, физоборудование, физкультурные уголки, фитобар). Эколого-оздоровительная работа строится на системе занятий в физкультурном зале. Занятие состоит из трех частей, родители часто присутствуют на них. Занятие строем в игровой форме, чтобы они были интереснее.

Сотрудниками работа построена на основе программы занятий семинаров, консультаций «клубы здоровья». За период работы наблюдается удивительные превращения здоровья и самочувствия многих сотрудников. Они начинают понимать пользу личного вклада в свое личное оздоровление. Знания приобретенные на занятиях воспитатели передают детям и родителям.

   К оценке физического развития каждого ребенка осуществляется индивидуальный подход. Эколого-оздоровительная работа дает значительные результаты, если она проводится в течении двух-трех лет с каждым ребенком, а не кратковременно. И чем раньше она начнется, тем результативнее будет. Так мы и стараемся вести свою работу совместно с воспитателями и  родителями.